Роман Кирин – «Талисман»


(1 , голос )

«Талисман» – седьмая персональная выставка Романа Кирина. В экспозицию включено более 50 произведений, начиная от нескольких ранних, написанных в конце 1990-х годов во время учебы в Саратовском художественном училище – и до завершенных совсем недавно, в процессе подготовки к выставке. Возможно, ретроспекция получилась не столь широкой, как хотелось бы, но, тем не менее, она позволяет увидеть, как радикально изменилась авторская манера в начале 2000-х годов, и насколько быстро Роман сумел найти ту «фирменную» стилистику, которую многие любят, и по сей день безошибочно опознают как «киринскую».

В композициях 1990-х годов отчетливо ощутим натурный импульс, их живописная экспрессия продиктована потребностью выплеснуть на холст бурлящие эмоции («Хвалынск, лесное озеро», 1998; «А на берегу том дерево растет», 1999). По словам самого художника, такие работы могли появляться сериями, по нескольку штук в день. С начала 2000-х спонтанность, динамичность и обостренная эмоциональность уступают место лаконичной продуманности, статике и умиротворенности. Графичность начинает доминировать над живописностью. Самым существенным образом меняется и колорит: под влиянием французских фовистов исчезают «сумрачные» умбристые тона, появляются большие плоскости, залитые чистыми локальными цветами «саратовской школы» – голубым, желтым и зеленым. Благодаря уплощенной трактовке пространства, чистоте палитры и орнаментальности картины приобретают качества декоративных панно.

А новая манера работы со смыслами – уход от натурности в фантазийность, повышение меры условности образов – стала требовать гораздо больше времени на поиск окончательных решений. Теперь процесс создания картин – это не мгновенный выплеск сиюминутного, но медленная «кристаллизация» универсального, занимающая не часы, но дни, а иногда и годы.

Однако при всей над-временности, воплощаемые художником смыслы лишены какого бы то ни было пафоса, не воздвигаются на котурнах, но легко парят «в воздухе» как лукавая улыбка Чеширского Кота. Это прежде всего утверждение ценности другого – более правильного – взгляда на реальность, «магического» смещения привычных координат восприятия. Это романтическая ностальгия по дальним странствиям, по неоткрытым континентам, по новому и неведомому, по чудесному и таинственному, по «иному». Не случайно одной из отправных точек для Романа Кирина стала история Алисы из сказки Льюиса Кэрролла. Из нее выросли и «Следуй за белым кроликом» (2000), и «Wonderland» (2018), а, возможно, и «Семь» (2001), и «Дом, который построил Жак» (2007), и еще незавершенная «Лев и Единорог».

Белеющий во множестве картин Романа «парус одинокий» – символ не лермонтовской экзистенциальной «заброшенности» и бунта против враждебного окружения, но воплощение идеи «свободного плавания», и еще один проводник в иные миры, – также как Алиса, Кролик или синий кит. Водная стихия, берега и острова – вообще архетипичны для художника и кочуют из картины в картину, варьируясь в минимальной степени: «А на том берегу дерево растет…» (1999), «Океан» (2015), «Остров свободы» (2002), «Остров сокровищ» и «Гоа» (2018) и т.д.

Проводниками в экзотику, сбивающими «замыленные» настройки обыденного зрения, в равной степени становятся и пальмы, и жирафы, и старинный фонарь, и граммофон. И даже надписи на французском языке, которые можно встретить чуть не на каждом холсте, как будто лишний раз напоминают о том, что у всех «вещей» больше одного имени, больше одного смысла, – и превращаются в «магические ключи» к смыслам неявным, но более истинным.

Эстетика волшебной сказки трансформировалась в совсем уже «практическую магию» в процессе создания панно «Стена желаний» (2019) на прошлой «Ночи музеев». Тогда зрители получили возможность стать не просто пассивными наблюдателями таинства творения, но активно воздействовать на результат. Интерактивная игровая акция привлекла множество соавторов, поверивших в простую и красивую идею художника о преобразующей силе искусства и о его «синергийной» природе. Всех, кто приложил ладошку к сотворению этого произведения, мы приглашаем ещё раз полюбоваться на дело своих рук.

И, наконец, сам абстрактно-геометричный «Талисман», давший название выставке, должен будет появиться в процессе работы выставки. В зависимости от запросов зрителя он может восприниматься и как арт-объект, предназначенный для эстетического созерцания, – и как «магический кристалл», который наподобие чёток вполне можно использовать для медитативных практик. Жестко-граненый и подвижный одновременно, меняющийся и остающийся тем же, что и был, он удивляет своей «архитектурой», близкородственной искусству оригами, и раскрывает новые стороны таланта своего автора – страсть к изобретательству и дар объемно-пространственного мышления.

Справка

Роман Кирин родился в 1975 году в Саратове. Учился в Саратовском художественном училище (1994–1999) на скульптурном отделении у В.В. Мельниченко. Участник городских, областных, зарубежных выставок с 1998 года. Персональные выставки состоялись в 2000, 2002, 2005, 2007, 2007 и 2010 годах в Саратове. Дипломант конкурса «Золотая палитра» (2000).

Автор текста: Беляева Галина Анатольевна.

Источник: Новости Радищевского музея

Мы в Контакте

Расширения для Joomla

Rambler's Top100