2 декабря 2011 года в 17:00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится открытие выставки "Взаимодействие" Надежды Шанаевой.
.
Надежда Шанаева родилась в 1961 году. Закончила Саратовское художественное училище. В студии Владимира Мошникова осваивала художественный язык ХХ века, открытия П.Сезанна, А.Матисса, В.Э. Борисова-Мусатова, К.С. Петрова-Водкина. С 1999 года она— член Союза художников России. Экспонировалась в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Гамбурге. Работы находятся в Радищевском музее, русских и зарубежных частных собраниях.
Уже в ранних работах Н. Шанаевой ощущалась не по-женски сильная кисть, проявлявшая себя в интенсивности цветового потока, энергии крупно взятых форм. Названия её выставок - "Соединение" (1995), "Мир и свет" (1999), "Взаимодействие" (2011). Эти всеобъемлющие понятия выражают её тему в искусстве, особый ракурс видения реальности. Тема Начал, "первоформ", на которых базируется мир. Н. Шанаеву интересуют научные и философские труды, связанные с этой темой. Она пробует в словесной форме осмыслить своё видение.
Другой источник, питающий творчество художницы — символический образ мира, созданный народным сознанием.
Предметы: дом, дерево, окно, небо, земля, вода уже в ранних работах давались обобщённо, как знак явления. С каждой новой работой Надежда всё более озадачивала зрителей: предметный мир стал уходить из её живописи. То, что ей было важно сказать, точнее выражалось цветом, формами, ритмом. Объясняя себя, Надежда прибегает к помощи Павла Флоренского: "Цель художника — преодоление чувствительной видимости, натуралистической Коры случайного, и проявление устойчивого и неизменного, общеценного и общезначимого в действительности".
Значит ли это, что живопись Надежды Шанаевой можно отнести к абстракционизму? Вглядитесь в цветовое поле, ритмический строй её картин, в формы, напоминающие облака, языки пламени, волнующуюся поверхность воды, зелёную твердь земли. Не воссоздавая видимого в его привычной достоверности, к которой так привязаны мы, зрители, она даёт нам возможность ощутить мир в некоем первозданном состоянии, мир без теней. Можно провести параллель с рисунками детей, отражающими целостное и глубокое ощущение реальности. "Абстрактный экспрессионизм", "живопись цветового поля" Надежды Шанаевой притягивают уникальной для современного искусства непосредственностью ощущений. Мир дикой природы пугает современного человека. Она же не может без него ни жить, ни писать картины,черпая необходимую для творчества полноту и яркость ощущения жизни находит искомую точку, где "соприкасается Вселенная внутри нас и Бесконечность над нами".
Полностью оригинальна манера живописи Надежды Шанаевой. Свет является основной и вездесущей её субстанцией. Он никогда не даётся как блик, но идёт из глубины, от белого просвечивающегося грунта, присутствует в красочной массе. Отсюда - особые качества цветового пятна, интенсивного и в то же время лёгкого, проницаемого, сияющего. В её изображениях никогда не было внешней поверхности, "кожи", чётких границ. Непрерывное перетекание форм, красок, света передаёт взаимодействие природных сил и животворящей энергии света.
Картины Н. Шанаевой просятся в современные интерьеры офисов, домов, квартир. Они приносит сюда дыхание больших пространств, первозданной свежести и чистоты.
Автор текста - Красноперова Л.П.
Пресс-релиз Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева