"Супремалфавит" Пророчицы Агафьи

Выставка "Супремалфавит"22 декабря 2011 года в 16:00 в Доме-музее Павла Кузнецова открывается выставка Пророчицы Агафьи "Супремалфавит". Выставка представляет собой инсталляцию, включающую вышивки, объекты, документацию акций.

.



Дата открытия выбрана художницей неслучайно: это день зимнего солнцестояния (самый короткий световой день). В этот день солнце умирает и потом возрождается вновь (световой день увеличивается вплоть до летнего солнцестояния). После открытия выставки состоится обсуждение творчества художницы.

"Проект инспирирован эстетикой русского декоративного искусства, практиками художников входящих в артель "Вербовка" (Малевич, Генке, Экстер), алфавитной, рунической и иероглифической письменностью.

Современные исследователи русской народной декоративной вышивки пытаются расшифровать значение её символики. Орнамент и составляющие его геометрические знаки, пиктографические символы воспринимаются как текст, в котором скрыта информация об архаическом мировосприятии жителей русской деревни. Происходит попытка перевода, орнаментальные знаки превращаются в буквы в прямом смысле. Ведь в наше время передача информации, кроме речи, происходит с помощью алфавитного письма, которое состоит из символов — букв.

Можно осуществить обратный перевод — воспринять алфавит как орнамент, или некую фактуру для изобразительной практики. В данном случае идёт работа с алфавитом на уровне абстракции. Одна из разновидностей абстракционизма — супрематизм (от лат. supremus — наивысший). Супрематизм Каземира Малевича ставил перед собой задачу работы с образом, в данном случае за основу взят алфавит, и создана супрематическая абстрактная система письменных знаков. Такая система лишена функции передачи смысловых конструкций, свойственных тексту, в нашем понимании, как лишена смысла композиция из геометрических фигур по сравнению с сюжетом фигуративного изображения. Но всё же эта система будет передавать некую информацию, отсылать воспринимающего на метауровень абстрактного, побуждать его воспринимать без участия мыслительного процесса, не аналитически, а цельно. Такая целостность видения может помочь восприятию архаического, народного искусства без перевода, напрямую".

 

Источник: www.radmuseumart.ru

 
Поделиться с друзьями