Ускользающая красота Галии Мустафиной-Кушкумбаевой

Ускользающая красота - выставка в Энгельсском краеведческом музееЭнгельсский краеведческий музей приглашает всех на первую персональную выставку произведений энгельсского художника Галии Мустафиной-Кушкумбаевой.

.

 

Что такое «красота»? Можно ли это понятие вынести на объективный уровень или оно свое для каждого? Наверное, ни одно поколение искусствоведов тревожил этот вопрос. Для нас ясно одно – красота начинается с познания мира, идет от возможности сравнивать: замечательно – серо, ярко – тускло, прекрасно – безобразно. С возрастом мы приобретаем еще и способности сопоставлять прошлое и настоящее, ностальгировать, отделять главное от второстепенного. И вот, казалось бы, наш опыт позволяет нам вникнуть в суть определения, но скепсис и сарказм, увы, мешают угнаться за ускользающим призраком прекрасного. Удержать мгновение радости бытия, увидеть старый уходящий город глазами детства, заглянуть внутрь собственной души поможет выставка произведений энгельсского художника Галии Мустафиной-Кушкумбаевой.

 

Сконцентрированная и мощная любовь – вот что такое искусство Галии. Наиболее полно художник раскрывается в пейзаже. Пожалуй, ни в одном другом жанре изобразительного искусства так не ощущается дыхание повседневной жизни. Творчество живописца всегда сопровождает деликатная легкость, удивительный интерес к малости, бережное внимание к привычному. Старик греется в последних лучах осеннего солнца, так щедро озолотивших кроны деревьев; девочка стоит у ворот, смотрит, как ее бабушка кормит кошку – это уже другая, весенняя зарисовка; ворона вышагивает на переднем плане зимнего пейзажа – все это уже не стаффаж, не момент оживления пейзажа, это главные герои произведений, они формируют настроение картин и наиболее полно раскрывают для нас задачи, которые ставил перед собой автор. Пейзаж – самый демократичный, самый распространенный жанр мирового изобразительного искусства, именно в его «разработанности» кроется сложность работы мастера.

 

 

 

Очевидно, формула искусства Галии – передача красоты жизни во всех ее проявлениях, из которой принципиально исключена крикливая романтика. Это творчество осознает свои задачи, от замысла до воплощения проделывается сложный нравственный путь, порой обидно затягивающийся по времени, возможно, поэтому искусство Галии практически не ведает срывов. Оно понятно, но глубоко. Стоит вглядеться, и незаметно для себя мы уже в диалоге с автором. По специальности архитектор она отлично чувствует пространство, связи между архитектурными сооружениями и природой. Дома и деревья художника словно находятся в постоянном диалоге, у каждого здесь своя история, поэтому неодушевленные предметы на ее картинах так одухотворены, так живы и динамичны.

 

 

Еще одно увлечение автора – портрет. Смело, уверенно, часто нарочито без прикрас, без кокетства художница работает со своими моделями. Нередко мы определяем качество живописного портрета по наличию внешнего сходства изображения с оригиналом. Но портрет – не механический слепок с лица, не бесстрастное воспроизведение черт: портрет есть художественный образ. Художник не впрямую «переносит» натуру на холст, а анализируя и обобщая, преобразует ее. В образе Галия выражает свое понимание модели, отношение к ней, именно на этой основе строится ее портретная концепция. Модель следует не просто показать, но высказаться по ее поводу.

 

 

Галия родилась и выросла в большой, дружной семье, ее родители: мама – педагог, отец – инженер, многому ее научили, всегда были проводниками начинаний своего талантливого ребенка. В прошлом году Галия потеряла своих родителей, безусловно, это не могло не отразиться на творчестве мастера. Трогательные, хоть и весьма обобщенные образы отца, – это размышления автора по поводу жизни и смерти, ценности каждого прожитого мгновения. Мама предстает перед нами в образе молодой цветущей девушки, игриво, через плечо, она смотрит на нас. Вглядываешься и понимаешь, что это имитация огромной фрески на стене. Работа почти окончена, у портрета на строительных лесах сидит уставшая художница, она уже гораздо старше своей юной матери.

 

 

Одаренная от природы, Галия последовательно раскрылась в ключе собственного дарования. Участие в детских художественных конкурсах, победы в них, укрепили девочку в желании учиться живописи, наравне с общеобразовательной школой она окончила детскую художественную, в 1985 году поступила в Саратовское художественное училище имени А.П. Боголюбова, затем в 1990 году поступила и блестяще окончила Саратовский технический государственный университет, архитектурно-строительный факультет, отделение архитектуры. Все это сформировало ее как крепкого живописца, блестящего графика, художника, достойно несущего имя этой уникальной профессии.

 

Автор статьи: Деева Юлия Викторовна (старший научный сотрудник)

 
Поделиться с друзьями