Открывается выставка "Ожившие краски"

Выставка "Ожившие краски"8 декабря 2011 года в 17:00 в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Радищева, 39) открывается выставка "Ожившие краски". Данная выставка  отреставрированных икон 19 века из коллекции Радищевского музея посвящена десятилетию совместной работы с Российской академией живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

.



Совместная, интересная и взаимовыгодная деятельность Радищевского музея и Московской Академии живописи, ваяния и зодчества И. С. Глазунова  длится уже десять лет.  За это время  более сотни аварийных произведений станковой масляной и темперной живописи превратились в готовые к экспонированию произведения искусства.

Слово "реставрация" происходит от латинского слова "restauratio"- восстановление.  Сложность реставрации произведений темперной живописи (икон) заключается, прежде всего,  в сложной структуре объекта. Икона состоит из большого количества весьма разнородных слоев, и эти слои со временем изменяются, причём по-разному.

Первый слой - основа; чаще всего это деревянная доска с наклеенной на нее тканью, называемой паволокой. Второй слой – грунт или «левкас». Третий слой – красочный, темперный. Темпера (от итальянского "temperare" - смешивать краски) - живопись красками, в которой связующим веществом является яичный желток. Цвет и тон в произведениях, написанных темперой, обладают несравненно большей стойкостью к внешним воздействиям и сохраняют первоначальную свежесть значительно дольше по сравнению с красками масляной живописи. И последний, четвертый слой - защитный из олифы или масляного лака.

Прежде чем попасть в музейные фонды со стабильным режимом хранения большинство икон подверглось различным вредным влияниям случайных, не приспособленных хранилищ. Эти непроветриваемые, отличающиеся повышенной влажностью и не оборудованные помещения способствовали, в частности, поражению плесневыми грибами и бактериями связующего грунта и красок, загниванию древесины. Последующая неправильная сушка этих памятников лишь усугубляла разрушения: утративший механическую прочность грунт не выдерживал резких изменений деревянной основы - коробления, утраты шпонок, появления щелей между досками. Так возникали осыпающиеся вздутия грунта, начиналось интенсивное шелушение красочного слоя.

Студенты Российской  академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова на протяжении шести лет обучения овладевают знаниями по консервации и реставрации темперной живописи. В Саратов они приезжают уже старшекурсниками, по сути, опытными специалистами. В строгом соответствии с их умениями и навыками отбираются предметы для практики, в основном, это поздняя живопись XIX века. Прежде, чем приступать к работе, ребята под руководством своего педагога тщательно продумывают все нюансы, оговаривают возможные сложности при реставрации каждой иконы. Студенты работают в тесном контакте с музейными реставраторами, которые подсказывают, направляя ход работы.

Процесс реставрации длителен. Все этапы восстановления тщательно фиксируются в реставрационных паспортах, каждая стадия работы над произведением искусства фотографируется в прямом и косом свете, а также в ультрафиолетовом излучении, которое позволяет видеть реставраторские правки. Строгая отчетность о проделанной работе – одна из важных сторон музейной реставрации. Итоги проведенных реставрационно-консервационных мероприятий подводятся на Реставрационных советах под председательством главного хранителя фондов.

Одной из самых интересных, в плане реставрации, вещей является скульптурная икона "Распятие", которая находилась в угрожающем состоянии. Долгие годы она существовала в разобранном виде. Задник скульптурной религиозной сцены, выполненной в дереве и предназначенной для киота, отсутствовал. Он был восстановлен, и в результате работы с красочным слоем икона оказалась более яркой и выразительной по цвету. Была изменена и ее датировка. Если прежде ее относили ко второй половине XIX века, то в восстановленном своем виде она может быть датирована концом XVIII века.

При восстановлении иконы "Сошествие во ад" реставратору пришлось работать со стыками, заполненными опилками. Доске была возвращена форма и произведена очистка красочного слоя. У иконы "Николай Угодник" была раскрыта запись на полях. Та же работа была произведена с иконой "Святой архидьякон Стефан", "афонского стиля", которая пережила пожар. После работы с красочным слоем по краю произведения были обнаружены греческие буквы.

В иконе «Успение Пресвятой Богородицы» было устранено расхождение доски. Шпонки были вынуты, трещины заложены, доски склеены меду собой. В результате очистки красочного слоя изменились цвета – были восстановлены красный и синий цвета в их насыщенном «образном» варианте вместо лилового и оранжевого.
Икона «Архангел Михаил» была практически разломана на две части. Помимо склейки досок пришлось еще вклеить вставку в нижнем торце и на обороте, а так же врезать  новую шпонку на место утраченной.

Небольшим по размеру иконам "Воздвижение", "Благовещение" и "Рождество Богородицы" был возвращен экспозиционный вид, а у ряда икон в нимбах святых были гвозди, которые практиканты извлекли, после чего был подведен левкас, восстановлены тонировки. Работа с небольшими иконами всегда требует особой тщательности и усидчивости.
Кропотливая работа по реконструкции была проведена с иконой «Серафим Саровский». Была подклеена  паволока и восстановлены недостающие элементы орнамента на полях.  После этого живопись иконы была заново покрыта реставрационным лаком.

Полностью авторской реконструкцией является икона «Спас Нерукотворный», относящаяся к XVIII веку. Живопись на данном произведении была практически полностью утрачена. Сохранился лишь кусок нимба с левой стороны. Опираясь на имеющийся оклад и найденные аналогии, реставратор воссоздал живопись в стилистике того времени.

Из региональных музеев (находящихся не в Москве и Санкт-Петербурге) Саратов – единственный город, где студенты-реставраторы проходят практику. Художественный музей, подобный саратовскому, с четко организованной системой учета и хранения – это дополнительное, музейное, образование для студента академии. Опыт работы  с поздними иконами полученный студентами во время музейной реставрационной практики, поможет им в дальнейшей профессиональной деятельности, а в музее еще несколько икон будут готовы радовать зрителей своей неповторимостью и изяществом.

Текст Пузакова В.А.

Пресс-релиз Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

 

 
Поделиться с друзьями