Открывается выставка А. П. Котова

"Тёплый вечер". А.П.Котов28 декабря 2011 года в 17 часов в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева (ул. Первомайская, 75) состоится открытие выставки «Александр Котов. Живопись». .

Александр Петрович Котов родился в 1940-м году  в крестьянской семье. Любовь к рисунку проявилась с детства. В 1956 году Александр пытался поступить в Саратовское художественное училище. Подготовка была слабой и он провалился. Пришлось учиться в школе киномехаников. До призыва в армию он работал по этой специальности в селе Покурлей Вольского района. Среди сослуживцев оказались выпускники художественных институтов, которые «натаскивали» его на требования к поступающим. Служил он недалеко от Ленинграда, работал художником, фотографом и киномехаником в клубе, имея возможность по выходным бывать в музеях, осматривать памятники и загородные дворцово-парковые ансамбли. Отслужив, Котов стал студентом Саратовского художественного училища. Его единственным педагогом был В.А. Белонович, о котором художник вспоминает с большим уважением.

Не сразу по выходе из училища началась его творческая работа. Жизнь заставляла  думать о хлебе насущном. Он был оформителем в тресте «Железобетон», в Учебно-курсовом комбинате, а с 1975-го в кинотеатре «Саратов», совмещая последнюю должность с работой в Худфонде, где и познакомился с уже состоявшимися живописцами.
Именно тогда он и потянулся к творчеству: начал писать этюды в окрестностях Саратова. Большое влияние на него оказывал в те годы  И.М. Новосельцев. Он не только пытался ободрить младшего товарища, но и проницательно обозначил преимущественно лирический склад его дарования.

С 1980 года А.П. Котов был главным художником  Дворца культуры завода «Техстекло», где 15 лет бессменно руководил  взрослой и детской художественными студиями, а с 1995-го студией  клуба «Романтик».

В 1997 году Котов стал членом Союза художников России. Его полотна  регулярно появлялись  на областных зональных, республиканских  выставках. На рубеже столетий он открывал ряд персональных экспозиций в Саратове, тепло принятых зрителями. Став пенсионером, выйдя «на вольные хлеба», Котов не потерялся в условиях складывающегося  художественного рынка: он раскрылся как тонкий и проникновенный пейзажист, беззаветно влюблённый в неброскую красоту волжской природы. В его этюдах её жизнь дана в непрерывном движении: она дышит, пульсирует, постоянно меняется. Достоверность цветовой и пластической передачи мотива соединяется в них с лирической одушевлённостью. Это художник, избегающий форсированной красочности, резких линий, волевой структурности композиции. Его отличает глубокая прочувствованность мотива, интуитивное постижение его сокровенной сути. Собственное «Я» им никогда не выпячивается, оно  растворено в живописной мелодии воссоздаваемого уголка природы. Его голос, негромкий, но всегда искренний, подкупает своей  непосредственностью, правдой поэтического переживания мотива.
Быть может, не случайно Котова привлекает общение с живописцами  иного склада, с прирождёнными «картинщиками», тяготеющими скорее к сочинению, а не импульсивному непосредственному отклику. Но их влияние не могло изменить природу  котовского лирического дарования, тяготеющего к просветлённой гармонии, спокойной сосредоточенности на созерцании конкретного пейзажного мотива. Он пишет родную природу и в солнечные дни, и в мягком пасмурном освещении,  работая скорее нюансами, а не контрастными сопоставлениями цветовых плоскостей. А цельность его этюдам придаёт точно найденный основной тон.

В последнее десятилетие живописец становится всё более раскованным и  эмоциональным. Словно с годами он всё молодеет. Цветовая изысканность лучших его пейзажей не приедается, ибо в них  правда личного переживания. Появилось и умение своё ощущение мотива сделать общезначимым, заставить зрителя увидеть природу глазами художника и ощутить это видение как своё собственное. Иные его пейзажи, казалось бы, сугубо натурные, обретают, сохраняя свежесть непосредственного отклика,  картинное звучание. И дело вовсе не в  увеличении их размеров: существенной роли это, пожалуй, не играет. Дело в обобщённости формы, активной проработанности всего холста, позволяющих достичь цельности общего впечатления, ощущения законченности и убедительности живописно-пластического решения.

Обретая своё, серьёзный мастер ищет опоры в традиции. Только на координатах той или иной стилевой системы можно выявить его реальное место в современном искусстве. Котова привлекает традиция импрессионистического и одновременно декоративного пейзажа, которая истоком своим имеет живопись В.Э. Борисова-Мусатова и живописцев его плеяды. Её продолжением в конце минувшего столетия стали пейзажные, интерьерные и натюрмортные светоносные импровизации Глеба Савинова, которые кажутся ему недосягаемым образцом и основным ориентиром собственной работы. В них не  копирование натуры, а переживание огромного счастья жить в этом мире, среди неувядающей его красоты. Такое мироощущение очень близко и самому Александру Котову.

На его небольшой выставке, прошедшей недавно в Саратовском Доме работников искусств, выступавшие отмечали неувядающую молодость искусства семидесятилетнего мастера, его расположенность к людям и миру, неистощимое жизнелюбие и нарастающую творческую активность. Никто и не заикнулся о подведении итогов. Ибо дарование его по общему убеждению только достигло своего расцвета. Пожелаем же ему новых свершений на нелёгком, но счастливом пути талантливого живописца.  

Автор текста Е.И.Водонос

Пресс-релиз Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева

 
Поделиться с друзьями